Меню
Назад
Меню
Назад

СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ОМСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА, г. ОМСК

Фонд № Р-2155

Крайние даты документов: 1955 — 1963 гг.

Описи фонда
Заголовок Даты документов Ед.хр.
1 ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ 1955 — 1963 602
2 ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ 1957 — 1963 798
3 ОПИСЬ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ 1957 — 1963 339

Аннотация

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ: УСТАВЫ И ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИЯХ. ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ. ВЕДОМОСТИ НАЧИСЛЕНИЯ ЗАРПЛАТЫ. ЛИЧНЫЕ ДЕЛА.

Историческая справка

До середины 1950-х годов промышленностью и строительством на союзно-республиканском уровне руководили министерства и их главные управления. Такая модель управления, принятая несколько десятилетий назад, долгое время себя оправдывала и сыграла определенную положительную роль в деле централизации экономической политики.
Однако, с ростом промышленного производства и развитием специализации предприятий, старые формы управления со временем перестали удовлетворять требованиям народного хозяйства страны. При наличии большого количества министерств, главных управлений и трестов все более затруднялось осуществление процессов специализации и кооперирования производства, чему препятствовали исключительно ведомственные интересы многочисленных центральных ведомств и их структурных подразделений.
При такой системе управления промышленностью и строительством, решение многих важных вопросов, которые входили в компетенцию предприятий, в том числе и Омской области, проходило весьма длительный путь согласований через большое количество инстанций и часто вообще не находило положительных решений. Такая раздробленность в управлении производством влекла за собой и лишний расход бюджетных средств на строительство объектов и развитие производства, так как в решении хозяйственных вопросов многие министерства руководствовались в основном ведомственными интересами.
Чтобы сделать управление промышленностью и строительством в стране более эффективным и отвечающим требованиям времени, Совет Министров СССР принял 22 мая 1957 года Постановление № 556 “О мероприятиях, связанных с исполнением закона «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством»”.
Это постановление обязывало министерства СССР не позднее 1 июля 1957 года передать Советам народного хозяйства (совнархозам) экономических административных районов предприятия и организации по состоянию на 1 января 1957 года со всеми активами и пассивами, с утвержденными на 1957 год (и поквартально) планами по производству, капитальным вложениям, труду, себестоимости продукции, балансами и сметами.
В развитии указанного нормативно-правового акта, Совет Министров РСФСР 1 июня 1957 года принял Постановление № 445 “Об образовании Совета народного хозяйства Омского экономического административного района”.
Совет народного хозяйства Омского экономического административного района во всех вопросах своей деятельности руководствовался нормативно-распорядительными актами Совета Министров РСФСР и был ему подотчетен. Он являлся государственным органом управления промышленными предприятиями и строительными организациями союзно-республиканского подчинения, находившимися на территории Омского экономического административного района, границы которого совпадали с границами Омской области.
Совет народного хозяйства строил свою работу на коллегиальной основе, на его заседаниях регулярно заслушивались отчеты руководящих работников управлений, трестов и промышленных предприятий и принимал по ним соответствующие решения в пределах своей компетенции. На заседаниях Совета, рассматривались проекты перспективных и текущих планов развития промышленности, капитального строительства, планы внедрения новой техники и передового опыта, планы кооперирования поставок промышленной продукции, вопросы текущего практического руководства промышленными предприятиями и строительными организациями.
Возглавлял Совет народного хозяйства председатель, который назначался и освобождался от должности Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 1 июня 1957 года № 446 председателем Совета народного хозяйства Омского экономического административного района был назначен Еленевич Борис Петрович.
Председатель назначал и освобождал от должности работников Совета народного хозяйства: заместителей председателя, начальников отделов и управлений, рядовых сотрудников аппарата управления.
При Совете народного хозяйства на правах совещательного органа действовал технико-экономический совет, рассматривавший вопросы повышения производительности труда и снижения себестоимости выпускаемой продукции.
В составе Совета народного хозяйства действовали функциональные отделы:
- производственно-технический отдел;
- планово-экономический отдел;
- отдел труда и заработной платы;
- отдел кооперации и межрайонных связей;
- финансовый отдел;
- централизованная бухгалтерия;
- отдел кадров и учебных заведений;
- первый отдел;
- административно-хозяйственный отдел.
Функциональные отделы осуществляли обеспечение деятельности собственно Совета народного хозяйства, а руководство отдельными отраслями экономики Омского экономического административного района осуществляли специализированные отраслевые управления.
Состав отраслевых управлений был следующим:
- управление энергетической промышленности;
- управление строительства и производства строительных материалов;
- управление машиностроительной промышленности;
- управление химической и нефтеперерабатывающей промышленности;
- управление легкой промышленности;
- управление материально-технического снабжения и сбыта;
- управление мясной промышленности;
- управление пищевой и молочной промышленности;
- управление лесной промышленности и лесного хозяйства.
Отнесение предприятий к тому или иному управлению производилось исходя из специфики производственного процесса, удельного веса основной продукции в общем объеме, производственных связей конкретного предприятия.
Такое распределение значительно оптимизировало руководство отраслями и способствовало дальнейшему улучшению работы как предприятий, так и Совета народного хозяйства в целом.
Большинство промышленных предприятий и строительных организаций г.Омска и Омской области, имевшие союзно-республиканское подчинение, были переданы в подчинение Совету народного хозяйства Омского экономического административного района.
В подчинение исполнительного комитета Омского областного Совета депутатов трудящихся перешли такие предприятия местного значения, как районные промышленные комбинаты, районные пищевые комбинаты, пивоваренные заводы, мельницы и мельничные предприятия (заводы и комбинаты), предприятия топливной промышленности, кирпичные заводы и строительные организации местного (районного) значения на территории сельских районов.
В ведение исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся отошли небольшие предприятия, расположенные в городе: районные промышленные комбинаты, небольшие швейные фабрики, артели.
В структуре управления местной промышленностью в РСФСР также произошли серьезные изменения. Если до 1957 года местная промышленность и местные строительные организации имели двойное подчинение: (местным Советам с одной стороны, и соответствующим вышестоящим органам отраслевого управления – с другой), то позднее они стали подчиняться только местным Советам.
Совет народного хозяйства решал важные задачи обеспечения выполнения государственных планов подведомственными предприятиями по выпуску валовой и товарной продукции, ее ассортименту, технико-экономическим показателям производства, а также по оказанию помощи отстающим предприятиям, организациям и стройкам Омского экономического административного района. Дальнейшее развитие производства по всей стране требовало расширения процессов кооперирования предприятий, занятых выпуском сложной продукции с применением новых технологических процессов и расширением специализации заводов и фабрик, расположенных в разных регионах. Этим было вызвано укрупнение экономических административных районов. 25 декабря 1962 года вышел в свет Указ Президиума Верховного Совета РСФСР “Об образовании экономических районов РСФСР”. В соответствии с ним был образован Западно-Сибирский экономический район, в который вошли бывшие Новосибирский, Омский и Томский экономические административные районы. Центром Западно-Сибирского экономического района стал г.Новосибирск.
В связи с ликвидацией Омского экономического административного района был упразднен и его Совет народного хозяйства. Предприятия и организации, ранее ему подчинявшиеся перешли в ведение Совета народного хозяйства Западно-Сибирского экономического района.
Система управления промышленными предприятиями и строительными организациями через Советы народного хозяйства просуществовала до 1965 года, когда стало очевидно, что она не сможет в дальнейшем обеспечить динамичное развитие экономики страны. Промышленные предприятия и строительные организации оказались оторванные от конструкторских, технологических и проектных учреждений, по-прежнему во взаимоотношениях предприятий различных отраслей преобладали различные ведомственные преграды, что не шло на пользу экономике страны, рост ее значительно замедлился. Именно поэтому вышло в свет совместное Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 года № 728 “Об улучшении управления промышленности”.
В соответствии с ним, Советы народного хозяйства различных уровней были ликвидированы, а их функции были разделены между министерствами и государственными комитетами на союзно-республиканском уровне, а на региональном уровне – между отделами и управлениями исполнительных комитетов.
За годы существования Советов народного хозяйства экономика страны сделала значительный шаг вперед в своем развитии, однако, эта система, призванная обеспечить устойчивое развитие народного хозяйства, оказалась недостаточно эффективной и была упразднена. Страна вернулась к старой, уже проверенной, министерской системе управления народным хозяйством.
Документы, отложившиеся в период деятельности Совета народного хозяйства Омского экономического административного района, образовали одноименный архивный фонд, поступивший на постоянное хранение в Государственный архив Омской области в марте 1966 года. Проверки наличия и состояния дел фонда проводились в 1979, 1984 и 1990 годах, отмечалось удовлетворительное состояние документов и условия их хранения.
В 1990 году проводилась работа по выявлению особо ценных дел, в результате было выявлено 37 особо ценных дел, в этом же году при проведении экспертизы ценности документов выделено к уничтожению 43 дела, не имевших исторической и научно-практической ценности, а также рассекречены и переданы на общее хранение 339 дел.
Всего на 01.01.2006 года в фонде по учетным данным имелось 4 описи:
№ 1 – на 566 дел постоянного хранения за 1955-1963 гг., № 1в – на 35 дел постоянного хранения за 1960-1963 гг., № 2 – на 798 дел по личному составу, оп.№ 3 – на 339 дел постоянного хранения. Всего в фонде числилось 1738 дел за 1955-1963 годы.
В феврале-апреле 2006 года проводилась переработка описей №№ 1, 1в. Это связано с тем, что имевшийся научно-справочный аппарат к ним не в полной мере отвечал предъявленным требованиям: неточно указаны крайние даты; в ряде дел заголовки не полно раскрывали содержание документов; отсутствовали титульные листы, имевшаяся историческая справка была недостаточно информативна.
Для работы получено 601 дело. В ходе переработки заголовков многих дел подверглись редакции, уточнены крайние даты и листаж, проведена пересистематизация дел. Описи №№ 1 и 1в объединены в одну, сюда же включены и старые описи этого фонда (1 дело). В новой описи – 602 дела постоянного хранения за 1955 – 1963 годы, она построена по хронологическо-структурному принципу – в пределах годовых разделов дела располагаются по степени важности документов.
В состав описи № 1 вошли: протоколы заседаний, постановления и распоряжения Совета народного хозяйства; положения и уставы отделов, управлений предприятий и организаций Омского экономического административного района; годовые планы работы управлений, предприятий и организаций, отчеты об их исполнении; документы о развитии рационализации и изобретательства, о социалистическом соревновании между предприятиями и организациями; сводные отчеты Совета народного хозяйства по всем видам деятельности; доклады и выступления на различных конференциях экономической тематики; протоколы технических совещаний у начальников отделов и управлений; штатные расписания и сметы административно-управленческих расходов; статистические отчеты о подготовке и повышении квалификации кадров; сводные отчеты по переоценке основных фондов предприятий, переписка с вышестоящими организациями и подведомственными предприятиями по экономическим вопросам.